Эпиграф этой книге подарил второй президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, Возможно, он же натолкнул правозащитников из Общества "Мемориал" на саму идею такого труда."Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..."Памятный многим эпизод: в Брюсселе, в ответ на реплику французского корреспондента о многочисленных нарушениях прав человека в Чечне наш президент потребовал "адресов, имен и явок" - и даже, помнится, пристукнул ладонью по столу.
Скажем спасибо президенту - и будем конкретны. Разговоры о геноциде чеченского народа - это публицистика. Данные, собранные в этой книге, - горящая путевка в Гаагу, в Международный трибунал. И пепел, стучащий в сердца (тех, у кого они есть).
Остальные могут зажмуриться покрепче и продолжать смотреть репортажи главных федеральных телеканалов о поступи мирной жизни в республике. Тут нет противоречия: продолжать это смотреть и этому верить - и значит зажмуриться.
Данные, собранные в этой книге, должны были бы привлечь внимание Генеральной прокуратуры РФ, но если наша прокуратура тут чем-то и заинтересуется, то, я думаю, - именами авторов книги.Да и найти их будет гораздо проще, чем тех, кто годы напролет убивает, пытает и насилует именем Российской Федерации.
Впрочем, история идет. Медленно, но - идет. И факты, приведенные в этой книге, будут востребованы, надеюсь, еще при нашей жизни. Это слабое утешение, потому что убийства в Чечне, с нашего молчаливого согласия или прямого поощрения, продолжаются. Это и многое другое вы найдете в книге Здесь живут люди. Чечня: хроника насилия. Часть 1. Июль-декабрь 2000 года