Предисловие
В сознание широкой научно-технической общественности и в особенности инженерного корпуса давно внедрен миф, согласно которому разобраться в таких разделах современной физики, как, например, квантовая теория поля, общая теория относительности и т.п., не по зубам этой самой общественности по ее же вине. А вина состоит в том, что, еще будучи в юном возрасте, общественность поленилась изучать или изучала недостаточно тщательно фундаментальные труды Тихонова и Самарского, Морса и Фешбаха, ограничившись пусть добросовестным изучением, но всего лишь анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, векторного исчисления, операторного исчисления, обыкновенных дифференциальных уравнений и немногого другого, совершенно необходимого только для узко практической деятельности. Например, для разработки микропроцессоров или реактивных двигателей.
Истоки вышеупомянутого мифа следует искать в убеждениях большинства выдающихся физиков-теоретиков начала XX века, которые открыто провозгласили, что не существует в физике такой вещи, как объяснение явления природы, а есть только его описание. Для описания же некоторых явлений действительно не обойтись без привлечения сложного математического аппарата и громоздких вычислений.
Предлагая вниманию читателя свою книгу, я преследовал цель хотя бы в некоторой степени развеять убеждение в несуществовании в физике такой вещи, как объяснение.
Теперь - несколько замечаний.
1. Требовать, чтобы инженер-электрик или слесарь-сантехник, придя с работы, предпочел книгу (например, научно-популярную), повествующую о взаимодействии элементарных частиц, книге, повествующей о взаимодействии бандитов с теми, кто их должен ловить, конечно, глупо, все же имеет смысл принять к сведению, что, чем больше будет в стране культурных и эрудированных людей (даже среди тех, кто успешно приватизировал государственную собственность и занимается законотворчеством), тем будет лучше всем жить в такой стране.
2. Не стоит дискутировать на тему, с чего это такому дилетанту, как мне, вздумалось писать книги. С того же самого, с чего - профессионалу. Его тоже не широкие народные массы упрашивали написать монографию под названием "Введение в квантовую электродинамику" и затем из дать ее тиражом 10 тысяч экземпляров. И не широкие на родные массы требовали переиздать в пятый раз тиражом 75 тысяч экземпляров "Теорию поля ".
3. Те немногие, кто в совершенстве овладел методами теоретической физики, заслуживают более, чем нашего почтения, в особенности, если добились они этого не за счет одного лишь природного дарования, а собственным тяжкие трудом. Но и не все представители упомянутой выше виноватой общественности были ленивыми и безвольными, постигая физические теории по учебным пособиям, написанным теми, кто в совершенстве владеет методами теоретической физики.
4. Хотя требует серьезного обсуждения вопрос, что именно составляет сущность современной теории гравитации и нужно ли знать тензорный анализ тому, кто готов ограничиться пониманием лишь этой пресловутой сущности, для выполнения расчетов в рамках теории гравитации тензорный анализ знать необходимо. Точно так же, поскольку для выполнения расчетов в рамках и доквантовой, и квантовой механики необходимо уметь решать самые различные дифференциальные уравнения, нужно это научиться делать, не ссылаясь ни на какие обстоятельства. Но...
Но не только такие дилетанты, как я, убеждены и в том, что теоретическая физика не сводится к математике, и в том, что есть принципиальная разница между описанием явления и его объяснением.
Справедливо воздать должное гениям, разработавшим великолепные и адекватные реальным ситуациям методы описания сложнейших физических явлений. Вполне возможно, что упомянутые гении могли (а ныне здравствующие могут) не только описать что угодно, но и понять описанное. Однако, по-видимому, были причины, по которым они не всегда снисходили в своих трудах до объяснений. Увы, простым смертным от этого не легче.
Я рискну утверждать, что подавляющее большинство любознательных и образованных читателей, собравших в своих домашних библиотеках очень многое из написанного выдающимися специалистами в области теоретической физики, почти ничего в их трудах не поняли. Подмена объяснения описанием, литературная неряшливость (выдаваемая за небрежность мастера), высокоученая, а, на самом деле, выспренняя терминология - вот, главным образом, то, что делает невозможным для простых, любознательных смертных овладеть премудростью, скрытой внутри томов. Тем не менее, только по этим книгам (не по конспектам же лекций) хоть кто-то может хоть чему-то научиться. Других книг нет.
Вполне допускаю, что перечисленные недостатки представляются таковыми лишь мне и мне-подобным дилетантам (виноватым в том, о чем уже было сказано в начале). Но ведь именно мы - покупатели подавляющей части тиражей книг, написанных мэтрами. Разве последние не должны быть заинтересованы в том, чтобы мы их понимали и вновь покупали их книги? Охотно допускаю, что у авторов многочисленных "Квантовых механик" искреннее отвращение вызовет как раз моя книга. В таком случае долг профессионалов разнести ее в куски в утешение пострадавшим.
Последнее. Слишком часто аннотации к книгам по физике пишутся так, чтобы убедить покупателя в более чем достаточной его подготовке для понимания написанного. Хочу предупредить, что от читателей этой книги требуется предварительное знакомство (хотя и далеко не в полном объеме) с учебными пособиями по квантовой механике, электродинамике, твердотельной электронике, термодинамике.
С уважением, автор. Это и многое другое вы найдете в книге Опусы теоретической физики (Фернандо Вильф)