“Война еще не началась” — так диагностировал в 2014 году состояние российского общества Михаил Дурненков, сочиняя по заказу Николы Маккартни, куратора театра “Oran Mor” в Глазго, одноименную пьесу. С тех пор ее поставили не только в Англии, но и в Чехии, Румынии, Литве. А два года назад, когда спектакль по этому тексту выпускали в английском же театре “Royal Plymouth”, драматург был уверен, что на российских подмостках “Война...” вряд ли когда появится — речь в ней о вещах, о которых “не принято говорить в публичном пространстве”, и вообще она “идет вразрез с государственной политикой”. Но весной 2018-го московский театр “Практика” возглавил Дмитрий Брусникин, и первой же премьерой после смены здесь театральной власти стал спектакль по этому произведению.
Поставил спектакль петербургский режиссер Семен Александровский с актерами-брусникинцами. Теми самыми, которые шесть лет назад, первокурсниками Школы-студии МХАТ, дебютировали на этой сцене с вербатимом “Это тоже я” по книге Наталии Ключаревой. Но даже без такого формального сходства “Война...” стала полноценным сиквелом к той постановке 2012 года, которая, к слову, до сих пор нередко появляется в афише театра. И если первый спектакль представляет собой довольно условный срез российского общества, то второй — уже глубинное сканирование его умонастроения. Умонастроения, охваченного тотальным страхом перед новым, внешним, молодым. Сильно упрощая, можно сказать, что если “Это тоже я” исследовал социум с эстетической стороны, то “Война...” поднимает вопросы уже этического плана.
“Война еще не началась” — пьеса без места и времени, состоящая из дюжины диалогов, которые, согласно предписанию драматурга, могут разыгрываться в произвольном порядке тремя актерами, чьи пол и возраст также не имеют значения. Это и многое другое вы найдете в книге Война еще не началась (Михаил Дурненков)