"Города как люди: они рождаются, достигают расцвета, а потом старятся, дряхлеют, исчезают. Каждый из них обладает собственным характером, нравом, у каждого своя физиономия. В общении с нами города ведут себя по-разному: город может обернуться к нам приветливым лицом - продемонстрировать праздничный наряд, а может хмуро отвернуться. И тогда становится видной изнанка его одежд. Как и люди, со временем города обретают либо подлинный авторитет, либо дурную славу. У одних много почитателей, другие прозябают в забвении. Большие города многолики: в общении с ними жители сталкиваются и с разными проявлениями их характера, и с разными выражениями их физиономии. Общение с городом - процесс интерактивный, ибо город открывается человеку в той мере, какой он заслуживает. И результаты могут получаться разными: горожанин находит для себя милые сердцу уголки, прокладывает по улицам привычные маршруты, восхищается архитектурными красотами (если они есть) или печалится по поводу их утраты. Один показывает своим друзьям, приехавшим в гости, то, что кажется ему наиболее интересным; другой, если обладает надлежащим умением, фиксирует свои наблюдения в рисунках и эскизах; третий предпочитает форму литературного эссе или дневниковые записи.
Ну, а четвертый... берет в руки фотоаппарат и с его помощью создает портрет города. Именно таким "четвертым" предстает перед нами Игорь Кириллович Бородай. Его фотоснимки собраны в этом альбоме. На них запечатлен Петербург - но не "блистательный", не "имперский", не парадный, а другой - тот, который реже попадается на глаза туристам, тот, где нет знаменитых памятников, тот, который можно назвать обыденным или "серым". Зачем же, спросите вы, нужен нам портрет такого Петербурга? Фотоработы Бородая дают прямой ответ на этот вопрос. Автор раскрывает в них тончайшие нюансы души города, и с их помощью мы погружаемся в мир, пронизанный особой поэзией. Основной эмоциональный тон этих работ - грусть. Это чувство навевают изображенные на снимках дворы, тронутые тлением стены домов, монументальные и неприступные брандмауэры, ощетинившиеся дымниками и антеннами крыши, покореженные водосточные трубы, чей ржавый металл вдруг создает изысканный контраст фактуре штукатурки или старой каменной облицовки. Лишь изредка на фотографиях появляются живые существа - старушки, кажется, такие же древние, как и дома, в которых они обитают, люди более молодые, вкушающие веселящий напиток на ступенях гранитного спуска к воде, а то и просто бродячий пес - бездомный, но независимый, эффектно вписывающийся в столь знакомый рисунок перил Екатерининского канала. Эти фотокартины свидетельствуют о безусловном наличии у их автора того, без чего нельзя стать художником,- наблюдательности, способности сопереживать, безупречного вкуса. Между тем Бородай отнюдь не художник по профессии. Фотоискусство - это хобби, которым, однако, он занимается столь долго, что уже давно превратил свое увлечение во вторую профессию. Игорь Кириллович - кораблестроитель, известный ученый, доктор технических наук, профессор. Его достижения в области корабельной науки признаны и у нас в стране, и за ее пределами. По книгам Бородая учатся новые поколения специалистов. А кроме того, Игорь Кириллович петербуржец, что называется, до мозга костей - по рождению, по воспитанию, по мироощущению. Он настоящий петербургский интеллигент, каких в наше время остается уже так мало! И именно эти качества наглядно проявляются в сюжетах, которые собраны в этом альбоме. Вглядываясь в них, каждый сможет открыть для себя нечто такое, что обогатит его душу, заставит внимательнее всматриваться в окружающий мир и относиться к городу, как к живому существу, требующему любви и заботы".
Доктор искусствоведения, профессор В.Лисовский Это и многое другое вы найдете в книге Непарадный Петербург в фотографиях Игоря Бородая