Искусство рефлексирует свою телеологию, систему ценностей, содержательные и выразительные средства и прочее с баснословных времен и по сей день. Эта обращенность на себя на разных этапах проявляется, видимо, по-разному. Может служить и тормозом, и двигателем. Но присутствует в художественной культуре всегда.
В ходе своего многовекового самоосуществления художественный процесс выявляет не менее устойчивый комплекс понятий, связанных так же с проблематикой подражания. Однако имеется в виду не подражание природе, а некоему высокому образцу, эталону. На разных этапах истории искусства до неузнаваемости изменяются, естественно, предмет и принципы такового подражания, однако некая историческая типология остается неизменной. Установка подражания канону (сейчас этоттермин все чаще употребляется в качестве наиболее удобной референциальной рамки) может быть как бы внерефлексивной, данной a priori: так бывало в периоды развитой цеховой культуры, а также "культуры академий", во многом сохранявшей рудименты цехового сознания. Но может быть вполне концептуальной, как хотя бы в разных версиях историзма.
Формат: 24,5 см x 22,5 см. Это и многое другое вы найдете в книге Государственный Русский музей. Альманах, №237, 2009. Искусство про искусство (Екатерина Андреева, Александр Боровский, Ирина Карасик, Антон Успенский)