Мы живем в «золотой век» звукозаписи. Звуковоспроизводящие аппараты различных систем под собирательным названием граммофон вошли в повседневный быт. Человека нет, но пропетая им песня и прочитанные стихи продолжают звучать. Память о его голосе хранят микроскопические бороздки на черном диске.
Применение радиотехнических способов преобразования и усиления звуковых колебаний неизмеримо подняло значение граммофонной пластинки. Она стала не только источником развлечения, но и проводником знаний.
Не случайно великий Ленин, прозорливо распознавший будущую роль механических звукопередач, рекомендовал широко использовать грамзапись в ряду массовых средств политического и художественного просвещения народа. В культурном обиходе советских людей альбомы грампластинок теперь соседствуют с книгами и нотами.
История мировой культуры — история фактов. Их можно забыть, но невозможно устранить. Восемьдесят лет существует граммофон, начавший замечательную звуковую летопись своего времени. Что мы знаем о нем, чем обязаны ему?
Написаны истории театра, эстрады, танца, кинематографа, фотографии. А где история «говорящей машины», создавшей искусство запечатленных звуков? Пора сделать почин в рассказе о его путях.
Предлагаемые очерки — первый подступ к этой теме. Ни ее новизна, ни объем книги, разумеется, не оправдывают возможных недостатков. Я далек от намерения обольщаться результатом своей попытки, но какие авторские оговорки не таят надежды на снисходительность читателя? Это и многое другое вы найдете в книге Искусство запечатленного звука (Л. Ф. Волков-Ланнит)