"Взгляни на многочисленное население, которое едва помещается в зданиях этого громадного города; большая часть этой толпы не имеет отечества, а собрались эти люди сюда из разных мест и вообще со всего света. Одних сюда привело честолюбие, других - государственные дела, третьих - возложенное на них посольство, четвертых - роскошь, которая ищет для себя удобного места, изобилующего пороками, пятых - страсть к образованию, шестых - зрелища, седьмых - дружба, восьмых - предприимчивость, которой нужно широкое поле деятельности; одни принесли сюда свою продажную красоту, другие - продажное красноречие. Все люди стекаются в этот город, в котором хорошо оплачиваются и добродетели, и пороки".
Это - цитата из Сенеки времен Нерона, относится она к первому веку нашей эры. Москвы, разумеется, тогда еще не было, зато стоял вечный город Рим, который так красочно и лаконично Сенека охарактеризовал.
А древний историк Марцеллин пошел в своих исторических изысканиях еще дальше Сенеки, назвав Рим "храмом всего мира": "Рим впускал к себе не только чужих людей, но и богов, поэтому множество иноземных культов, особенно восточных, постепенно обосновалось в Риме".
Писалось это давным-давно, а как будто про сегодняшний день. Так что поговорка "Москва - третий Рим" подтверждает не только высокую значимость нашего города как первопрестольной столицы, но и жизнестойкость древних римских традиций, которые Москва сохраняет и поныне. Это и многое другое вы найдете в книге От Манежа до Военторга: Хроника пожаров и разрушений старой Москвы: Фотопутеповодитель (А. А. Васькин, М. Г. Гольдштадт)