Санкт-Петербург, 1914 год. Типография Товарищества А. С. Суворина - "Новое Время".
Типографская обложка. Сохранность хорошая.
Василий Бернардович Бертенсон (1853-1933) - известный врач-терапевт, личный врач П. и М. Чайковских; коллекционер и большой знаток оперы и театра. Именно этот человек был не только непосредственным участником, но и едва ли не главным свидетелем трагических событий, которые и сегодня продолжают вызывать волнения и споры. Речь идет о болезни и смерти Петра Ильича Чайковского, потрясших современников и сразу же породивших разнообразные предположения… Он стал одним из первых, кто поведал о его последних днях, оставив воспоминания, и поныне выступающие в многочисленных спорах как один из главных источников в попытке разобраться, какова же была подлинная причина смерти гениального русского музыканта. Впрочем, сегодня речь пойдет не о Чайковском.
Мемуары «За 30 лет. Листки из воспоминаний» Бертенсон начинает с рассказа о Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, где он учился в середине 1870-х годов, а заканчивает событиями 9 января 1905 года, невольным участником которых ему довелось стать. Избавив читателя от описания детства, Бертенсон в легкой и остроумной манере, подчас фривольной, повествует о том, что ему казалось наиболее значимым в жизни, набрасывает колоритные портреты людей, с которыми его сводила судьба и лечащим врачом которых он был. Среди них - Н. Пирогов, С. Боткин, К. Скальковский, А. Апухтин, М. Мусоргский, Ц. Кюи, К. Р., Петр и Модест Чайковские, отец Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации. Это и многое другое вы найдете в книге За 30 лет. Листки из воспоминаний