История Северо-Востока нашей страны XX столетия неразрывно связана с деятельностью "Дальстроя", определившей основные направления и особенности развития этой российской окраины. Образ "Дальстроя" в исторической литературе сейчас существенно меняется. За последнее десятилетие опубликовано много научных работ и источников, ставящих под сомнение апологетическое и героизированное представление о нем, безраздельно господствовавшее в историографии в течение длительного времени. Ибо успехи деятельности "Дальстроя" всегда сопровождались шлейфом темной славы лагерных Колымы и Чукотки, которые в массовом сознании стали синонимом страданий и лишений тысяч и тысяч наших соотечественников и граждан других государств. Эта драматическая страница истории края долго являлась, да и является по инерции во многом сейчас одной из наиболее охраняемых.
Однако через идеологические рогатки люди лагерной Колымы прорывались к современникам и потомкам. В 1946 г. в Лондоне увидело свет издание "Темная сторона луны", состоящее из воспоминаний бывших колымских заключенных, а в 1949 г. в Вашингтоне была издана книга мемуаров Сильвестра Мора (Казимира Заморски) "Колыма - золото и принудительный труд в СССР" и т. д.Во время "реабилитанса" 60-х годов, в эпоху "Одного дня Ивана Денисовича", уже советский читатель получил возможность познакомиться, например, с повестью И.Гара-ющенко "Прописан на Колыме".
Позже были "Колымские рассказы" В.Т. Шаламова, "Крутой маршрут" Е.С.Гинзбург и многие другие книги. Основанные наличных воспоминаниях, свидетельствах товарищей по несчастью, эти публикации не были научными работами. Такими они остались и сейчас, уже будучи подвергнутыми уточняющей критике. Но и сегодня не может не поражать сила духа и личное мужество их авторов, несломавшихся и не испугавшихся в чрезвычайно сложных и грозящих новой опасностью условиях рассказать о своей судьбе. Они были людьми своего времени, любящими и ненавидящими, защищающими и обвиняющими, заблуждающимися и верящими... Они были и благодаря своим произведениям остались людьми во времени, "историческими людьми".
С этим связана уникальность предлагаемой читателю книги историко-публицистических очерков А.М.Бирюкова, которая в общем может быть представлена как галерея портретов "исторических людей". Не исторических личностей, чьи идеи и поступки решали судьбы сотен тысяч или миллионов, хотя с упоминаниями о некоторых из них можно встретиться на страницах "Колымских историй". Речь здесь идет о других, чьи судьбы так и остались бы неизвестными, растворенными в амальгаме "строительства социализма" крупинками, если бы не многолетняя и многотрудная исследовательская работа А. М. Бирюкова.
Они очень разные, герои "Колымских историй". Это и выходцы из рабоче-крестьянской среды, и рожденные в профессорских семьях. Столь же разнятся герои Александра Бирюкова по уровню полученного образования - от начального до университетского. Различно их положение - кто-то прибыл на Колыму работать самостоятельно, кто-то в многочисленной череде колымских лагерных этапов. Различны и их доколымские судьбы... Это и многое другое вы найдете в книге Колымские истории (Александр Бирюков)