Присяга, клятва

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Присяга, клятва в Словаре Брокгауза и Ефрона

Присяга, клятва в Словаре Брокгауза и Ефрона

клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху (в книге пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно представляется клянущимся с поднятой рукой в подтверждение даваемого обещания или показания). Историческое происхождение П. в смысле клятвы именем Божиим весьма древнее (см. Кн. Быт., XXII, 16). В государственной и общественной жизни она считается нужной для поддержания взаимного доверия между людьми и рассматривается как необходимое условие правосудия. Клятва произносится каждым по его вере и закону (Св. Зак., т. I, ст. 34). Приводя к П., священник обязан указать смысл, важность и значение этого обряда и объяснить, что он не только не противен Богу, но освящен Им Самим (Быт., XXII, 16; Евр., VI, 13, 16 и 17) и св. апостолами (2 Кор., I, 23) и что слово Божие восстает только против злоупотребления клятвой (Лев., XIX, 12; Матф., V, 34; срав. XIV, 7; Марк., VI, 14—29). При этом священник отнюдь не должен касаться самого существа дела, по которому совершается П., и возбуждать к тем или другим лицам, прикосновенным к делу, сочувствие или несочувствие (разъясн. угол. кассац. дпт. 1867 г. за № 383); но он может указывать на последствия ложной клятвы. Законы церковные отлучают клятвопреступников от церкви, как язычников и мытарей, и запрещают им причащаться св. таин в течение 10 лет (65 прав. Василия Великого). Священник не имеет права уклоняться от приведения к П. тех или других лиц, по требованию подлежащей власти и в случаях, указанных законом (ук. Св. Синода 11 ноября 1866 г.). Св. Синод признал возможным допустить приглашение судебными следователями священников в местности и вне их оседлости (опред. 19 октября 1873 г. и октября 1874 г.). Относительно совершения самого обряда П. нет определенных постановлений ни в канонах церковных, ни в богослужебных книгах; обыкновенно он совершается перед аналоем среди церкви. Евангелие при П. может быть открываемо на какой угодно странице, хотя многие священники предлагают целовать при П. первые слова Евангелия от Иоанна "в начале бе Слово". См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1892); П. Забелин, "Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской церкви и по церковно-гражданским постановлениям русской церкви" (Киев, 1888).

По действующим у нас законам П. дается в следующих случаях: 1) на верность подданства воцарившемуся императору и законному его наследнику (Св. Зак., т. I, ст. 33); к П. этого рода приводятся все вообще подданные мужского пола, достигшие 12-летнего возраста, всякого чина и звания, не исключая и крестьян; каждый приводится к П. по распоряжению своего начальства, в церкви. Иноверцы, где нет церкви их исповедания, приводятся к верноподданнической П. в присутственном месте (прим. 1 к ст. 34, т. I, Св. Зак., разд. 1). Умеющие писать подписывают присяжный лист; обыкновенно этот лист подписывается и священником, приводившим к П. Иностранцы, желающие вступить в русское подданство, приводятся к П. (т. IX, ст. 1540); по распоряжению губернаторов и губернских правлений (т. IX, ст. 1541 и т. II, Общ. Учрежд. Губ., ст. 406 и 746, п. 10). Члены Императорского Дома обоего пола по достижении совершеннолетия приносят по высочайше установленным церемониалам торжественную П. как в верности царствующему государю, так равно в соблюдении права наследства и установленного фамильного распорядка; П. эта утверждается подпиской; лица мужского пола вместе с П. приносят П. на верность службы. 2) На верность службы при первоначальном определении чиновников на службу, а равно и при вступлении на службу после отставки, при производстве в чины и при назначении на другие должности П. не повторяется. Приводятся к П. избранные на должности сословных старшин купеческой, мещанской, ремесленной управы и др., а также гласные земских собраний и городских дум перед началом первой после выбора их сессии. Крестьяне, избранные на сельские и волостные должности и утвержденные в них, также приводятся к П. (т. IX, Зак. о сост., ст. 812 и пр.) в приходских церквах в праздничный или воскресный день. Наконец, приводятся к П. лица, избранные на должности церковных старост и утвержденные в них; при избрании же церковных старост на второе и далее трехлетие П. не повторяется. Из общего правила о П. сделано исключение только для тех должностей и званий, служебных и неслужебных, для которых законом положительно установлены особые клятвенные обещания, например для членов Св. Синода и Государственного совета, для чиновников государственной канцелярии и т. п. (Св. Зак. изд. 1876 г., т. III, кн. 1, ст. 185—191). При вступлении в отправление некоторых должностей по судебному ведомству требуется принесение особой П. Лица, назначенные в первый раз на должность судьи, вступающие в число присяжных поверенных и присяжных стряпчих, назначенные на должности нотариуса, судебного пристава, присяжного переводчика и присяжного фотографа, приводятся к П. каждый по обряду своего вероисповедания, в публичном заседании всех департаментов или отделений того судебного учреждения, при котором они будут служить, причем, кроме обещания хранить верность государю императору и исполнять законы империи, судьи дают обещание творить суд по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия, присяжные поверенные — не писать и не говорить на суде ничего, клонящегося к ослаблению церкви, государства, общества, семьи и доброй нравственности, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы своих клиентов, а остальные лица — исполнять добросовестно все обязанности принимаемой должности, не превышать своей власти и ограждать вверяемые им интересы, как свои собственные. Присяжные заседатели, призываемые к рассмотрению уголовных дел, дают клятвенное обещание приложить всю силу разумения к тщательному рассмотрению как обстоятельств, уличающих подсудимого, так и обстоятельств, его оправдывающих, и подать решительный голос согласно с тем, что увидят и услышат на суде, по сущей правде и убеждению совести, не оправдывая виновного и не осуждая невинного. Присяжные заседатели приводятся к П. каждый по обряду своего вероисповедания, духовными лицами их веры; в случае отсутствия духовного лица того иноверного исповедания, к которому принадлежит кто-либо из присяжных, он приводится к П. председателем суда; от лиц, принадлежащих к вероучениям, не приемлющим П., отбирается только соответствующее П. торжественное обещание. По судебным уставам 1864 г. присяжные заседатели приводились к П. после составления присутствия присяжных; при таком порядке присяжным заседателям нередко приходилось повторять П. по нескольку раз в день, чем нарушалась торжественность этого обряда. Поэтому законом 3 июня 1894 г. установлено, что все присяжные заседатели, вызываемые для участия в рассмотрении дел на известный период, приводятся к П. в особом публичном заседании, которым открывается каждый период заседаний с их участием.

В гражданском процессе свидетели допрашиваются обыкновенно под П. и могут быть освобождены от нее судом лишь с согласия тяжущихся, для чего, впрочем, достаточно, чтобы ни одна из сторон не требовала привода свидетелей к П. Присяга, приносимая свидетелями, есть обещательная и обыкновенно предшествует допросу; но некоторые западноевропейские кодексы (германский) допускают для свидетелей и подтвердительную присягу после допроса. Мировым судьям предоставлено в случае отсутствия священника допрашивать свидетелей без П., напомнив им об обязанности показать по чистой совести все им известное и отобрав у них подписку в том, что они все, ими показанное, обязываются в случае требования кого-либо из тяжущихся подтвердить под П. Во всяком случае освобождаются от П.: 1) священнослужители и монашествующие всех христианских исповеданий; 2) лица, принадлежащие к вероучениям и сектам, не приемлющим П.; вместо П. такие лица дают обещания показать всю правду по чистой совести. От этих начал Судебных Уставов отступают высочайше утвержденные 29 декабря 1889 г. правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям. По этим правилам, свидетели допрашиваются без присяги, но с предупреждением, что все ими показанное они обязываются в случае надобности подтвердить под П. Показание подтверждается П. в случаях особо важных, как по требованию одной из сторон, признанному земским начальником или городским судьей, заслуживающим уважения, так и по собственному усмотрению земского начальника или городского судьи. Затем правила 29 декабря 1889 г. воспроизводят действующие в уголовном процессе постановления о безусловном и условном недопущении к П. свидетелей известных категорий. Сведущие люди (эксперты) по нашему Уставу гражданского судопроизводства не приводятся к П., как это требуется в Западной Европе и как это установлено и у нас при рассмотрении дел уголовных. Окольные люди (X, 866) дают свои показания под П.

В уголовном суде при господстве обвинительного процесса П. употреблялась в качестве особого вида доказательства: допускалось принесение П. в подтверждение правоты заявлений как обвинителем, так и обвиняемым, причем в некоторых случаях вместе со сторонами присягали и их поручители, так называемые соприсяжники. Если обе стороны изъявляли желание принести присягу, то между ними бросался жребий. В период господства розыскных форм процесса П. как судебное доказательство была мало-помалу вытеснена из уголовного суда, и в современном процессе принесение П. в виде гарантии правдивости показания требуется только от свидетелей, сведущих людей, переводчиков и толмачей, которые дают при этом обещание показать сущую о всем правду и не утаить ничего им известного. Свидетели приводятся к П. в судебном заседании: православные — не иначе, как священником, а свидетели других исповеданий — духовными лицами их вероисповедания или же председателем суда, если в месте заседания суда не окажется духовного лица того иноверного исповедания, к которому принадлежит свидетель. При производстве дел у мировых и городских судей и земских начальников, а также в полковых судах в случае отсутствия духовного лица того исповедания, к которому принадлежат свидетели, от них отбирается подписка в том, что в случае требования которой-либо из сторон они готовы подтвердить свое показание под присягой. Священнослужители и монашествующие всех христианских исповеданий, а также лица, принадлежащие к исповеданиям, не приемлющим П., освобождаются от П. и вместо нее дают обещание показать всю правду по чистой совести. К свидетельству под П. не допускаются: а) безусловно: 1) муж или жена подсудимого, родственники его по прямой линии и родные братья и сестры; 2) отлученные от церкви по приговору духовного суда; 3) малолетние, не достигшие 14-летнего возраста; 4) слабоумные, не понимающие святости П., и 5) лица евангелического исповедания, если они не конфирмованы; б) условно, в случае предъявления отвода которой-либо из сторон: 1) лишенные всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ; 2) лицо, потерпевшее от преступления, муж и жена его, родные братья и сестры и родственники его по прямой линии; 3) родственники по боковым линиям потерпевшего и подсудимого в 3 и 4 степенях и свойственники обеих сторон в первых двух степенях; 4) состоящие с участвующими в деле лицами в особенных отношениях по усыновлению, опеке, управлению делами, а также имеющие с кем-либо из них тяжбу; 5) евреи — по делам их единоверцев, принявших христианство, и раскольники по делам лиц, обратившихся из раскола в православие. По отводу подсудимого не допускаются к свидетельству под П. наследники его, если он судится за преступление, влекущее за собой лишение всех прав состояния. При производстве предварительного следствия свидетели допрашиваются с предварением их о том, что на суде они могут быть допрошены под П., к П. же приводятся только в исключительных случаях, а именно: 1) когда свидетель собрался в дальний путь и возвращение его может замедлиться; 2) когда свидетель находится в болезненном состоянии, угрожающем опасностью его жизни; 3) когда свидетель живет вне округа того суда, которому подсудно дело, и по дальности расстояния не может явиться в суд без особого затруднения и 4) при производстве дознания через окольных людей. При производстве дел у мировых и городских судей и земских начальников применяются правила, действующие в гражданском процессе (см. выше). При пересмотре дела в апелляционном порядке (в съезде мировых судей, уездном съезде и судебной палате) свидетели, приведенные к П. судом первой инстанции, вновь не присягают, а председатель только напоминает им о принятой П.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотрите также