Муравьевы (декабристы)

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Муравьевы (декабристы) в Словаре Брокгауза и Ефрона

Муравьевы (декабристы) в Словаре Брокгауза и Ефрона

1) Александр Михайлович (1802—53); будучи корнетом кавалергардского полка, принадлежал к северному обществу; следственной комиссией отнесен был к четвертому разряду участников 14 декабря и верховным уголовным судом присужден к ссылке на каторжные работы на 15 лет; затем этот срок был сокращен до восьми лет. В 1834 г. окончился срок его пребывания на каторге, но он не пожелал уйти оттуда ранее своего брата Никиты, и только в 1836 г., вместе с последним, поселен был в селении Урике, близ Иркутска. Позже жил в Тобольске, служа, с 1844 г., в канцелярии губернского правления. Имея значительные денежные средства, он открыл в Тобольске Женское училище. 2) Никита Михайлович М. (1796—1844), брат предыдущего, женат был на графине Чернышевой, последовавшей за ним в Сибирь; был капитаном гвардейского генерального штаба; следственной комиссией отнесен к первому разряду участников 14 декабря и верховным уголовным судом присужден был к смертной казни, замененной ссылкой на каторжные работы. Уже с 1816 г. Никита М. принимал участие в масонских ложах Соедин. Друзей и Трех добродетелей; затем он основал тайное политическое общество Союз спасения, или Союз истинных и верных сынов отечества, в который вошли масоны упомянутых и других лож и для которого Пестель написал в 1817 г. устав. В 1818 г. Союз спасения превратился в Союз благоденствия и перестал существовать в 1821 г., когда явились общества Северное и Южное; во главе первого стал Никита М. Около этого времени он выступил с критикой предисловия к "Истории" Карамзина, которое он упрекал в квиетизме. Ему же принадлежали особый политический катехизис и проект конституции. "Донесение следственной комиссии" гласит, что проект его "предполагал монархию, но оставлял императору власть ограниченную, подобную той, которая дана президенту С.-А. С. Шт., и делил Россию на независимые, соединенные общим союзом области". 3) Александр Николаевич М. (1792—1864) — родной брат Николая Николаевича М.-Карского, Михаила Николаевича М.-Виленского и духовного писателя Андрея Николаевича М.; основатель, вместе с Никитой Михайловичем М., тайного политического общества Союз спасения и один из редакторов устава Союза благоденствия, служил в генеральном штабе, вышел полковником в отставку; в 1826 г., отнесенный к четвертому разряду декабристов, сослан в Верхнеудинск, в следующем году занял должность иркутского городничего и затем последовательно был председателем тобольского губ. правления, архангельским и нижегородским губернатором (в последней должности он способствовал тому, что нижегородское дворянство одно из первых отозвалось на Высочайший рескрипт 20 ноября 1857 г.; см. соотв. статью), наконец — первоприсутствующим в одном из моск. д-тов сената. 4.) Артамон Захарович М. (1794—1846); участвовал в кампаниях 1812—14 гг., командовал ахтырским гусарским полком, принадлежал к Южному обществу и отнесен был следственной комиссией к первому разряду участников тайных обществ. В донесении этой комиссии говорится, что Артамон М. выражал горячее желание отправиться в Таганрог для умерщвления имп. Александра и с трудом был удержан товарищами, по словам которых, впрочем, он был "яростным более на словах, нежели в самом деле". Д-р Н. А. Белоголовый в отрывках "Из воспоминаний сибиряка", напечатанных в "Русских Ведомостях" 1896 г., пишет, что "это был необыкновенно веселый и добродушный человек; смеющиеся глазки его так и прыгали, а раскатистый, заразительный хохот постоянно наполнял его небольшой домик" в дер. Малой Разводной, близ Иркутска, где он жил после освобождения из каторги. В Сибири его "все любили за беззаветную и деятельную доброту: он не только платонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобы помочь; в деревушке он скоро сделался общим благодетелем; претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищей, деньгами, — всем, чем только мог". 5) Ипполит Иванович М. -Апостол (1 805—26), прапорщик свиты по квартирмейстерской части; принадлежа к Южному обществу, был участником в известном деле шести рот Черниговского полка, освободивших арестованного брата его Сергея и двинувшихся в Белую Церковь. Когда они, 3 января 1826 г., были разбиты отрядом гусар с конной артиллерией и Сергей М. упал раненым, то Ипполит, полагая, что он убит, не захотел пережить брата и застрелился. 6) Сергей Иванович М.-Апостол (1796—1826) — брат предыдущего, воспитывался в Париже вместе с братом Матвеем, затем окончил курс в СПб. институте инженеров путей сообщения, участвовал в кампаниях 1813—14 гг.; в 1816 г. был переведен в Семеновский полк, по расформировании которого, вследствие известной "истории", попал во второй батальон Черниговского полка. С этого времени Сергей М. становится одним из главарей Южного общества и приобретает необыкновенную популярность среди солдат, которой, между прочим, объясняется бунт Черниговского полка, приведший Сергея М., 13 июля 1826 г., на виселицу. Его биограф Балас пишет в "Русской Старине" 1873 г.: "Необыкновенная кротость Сергея Ивановича, соединенная с любезностью, живостью и остроумием, была в нем, по выражению современников, блистательна и приманчива. Возвышенный и светлый ум, глубокая религиозность, прекрасные душевные качества приобретали ему чувства любви и преданности. Приветливость и остроумие делали его душой общества". 7) Матвей Иванович М.-Апостол (1783—1886). Учился в корпусе путей сообщения, но курса, вследствие начавшейся Отечественной войны, не окончил. Участник последней в звании офицера Семеновского полка, он оставил военную службу в 1821 г. с чином подполковника. С 1816 г. был деятельным членом Союза благоденствия; имел сношения с Северным и Южным обществами. Арестованный в числе декабристов, он был приговорен к смертной казни, замененной сначала каторгой, потом ссылкой на поселение; с 1836 г. жил в Ялуторовске. Впоследствии ему были возвращены права состояния. За 3 года до смерти продиктовал А. П. Беляеву свои "Воспоминания", касающиеся его пребывания в Сибири (см. "Русск. Старина", 1886 г. № 8). — Ср. "Моск Ведомости" (1886, № 63); "Русск. Старина" (1886).

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотрите также