Утраквизм

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Утраквизм в Словаре Брокгауза и Ефрона

Утраквизм в Словаре Брокгауза и Ефрона

в средней школе — термин, пущенный в обращение берлинским философом и педагогом Фр. Паульсеном. Под именем У. разумеется такое сочетание программ средней школы, когда последняя в одно и то же время стремится дать классическое и реалистическое образование, и рядом с значительным числом уроков по древним языкам и литературам ведется изучение в обширных размерах новых языков и физико-математических наук. Эта смешанная система возобладала в прусских гимназиях благодаря реформам Иог. Шульце, предпринятым в двадцатых и тридцатых годах XIX в.; в австрийских гимназиях подобная же реформа была проведена, под руководством Германа Боница, в пятидесятых годах. Программы русских гимназий, после реформы гр. Д. Толстого в семидесятых годах, также получили утраквистический характер. У. привел к сильному удлинению гимназического курса, к многопредметности и к переутомлению учащихся. Выходом из этого тяжкого состояния средней школы может быть либо возвращение к чистому классицизму, что неисполнимо, либо отрешение от классического идеала и перестройка школы на новых началах.

А. Готлиб.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотрите также