Милле Жан Франсуа

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Милле Жан Франсуа в Словаре Брокгауза и Ефрона

Милле Жан Франсуа в Словаре Брокгауза и Ефрона

(Millet, 1814—1874) — французский живописец деревенского быта. Сын крестьянина, он провел свою юность среди сельской природы, помогая отцу в его хозяйстве и полевых работах. Только 20-ти лет от роду начал учиться рисованию в Шербурге у незначительных художников Мушеля и Ланглуа. По совету последнего и на собранные им средства прибыл в 1835 г. в Париж, где поступил в ученики к П. Деларошу, но через два года бросил этого наставника и, женившись, стал снискивать себе заработок изображениями нагих женщин в духе Диаза, пастушек, пастухов или купальщиц во вкусе Буше и Фрагонара. Первые картины, выставленные им в парижском салоне: "Урок езды" (1844), "Молочница" (1844), "Эдип, привязанный к дереву" (1845) и "Иудеи в плену вавилонском" (1845), были нисколько не лучше заурядных продуктов господствовавшего тогда направления французской живописи. Но с 1848 г. он прервал всякую связь свою с этим направлением и, переселившись из Парижа в Барбизон, близ Фонтенбло, почти никуда не выезжая оттуда и даже редко являясь в столицу, предался исключительно воспроизведению сельских сцен, столь близко знакомых ему в молодости, — крестьян и крестьянок в различные моменты их трудовой жизни. Картины его в этом роде, несложные по композиции, исполненные довольно эскизно, без выделки частностей рисунка и без выписки деталей, но привлекательные по своей простоте и неприкрашенной правде, проникнутые искренней любовью к рабочему люду, долго не находили себе должного признания со стороны публики. Он стал входить в известность лишь после Парижской всемирной выставки 1867 г., которая доставила ему большую золотую медаль. С этого времени его репутация, как первоклассного художника, внесшего новую, живую струю во французское искусство, быстро возрастала, так что под конец жизни М. его картины и рисунки, за которые некогда получал он очень скромные деньги, продавались уже за десятки тысяч франков. После его смерти спекуляция, пользуясь еще более усилившейся модой на его произведения, довела их цены до баснословных размеров. Так, в 1889 г. на аукционе коллекции Секретала его небольшая картина "Вечерний благовест" (Angelus) была продана американскому художественному товариществу за сумму свыше полумиллиона франков. Кроме этой картины, к числу лучших произведений М. на сюжеты из крестьянского быта принадлежат: "Сеятель", "Бодрствование над спящим дитятей", "Больное дитя", "Новорожденный ягненок", "Прививка дерева", "Конец дня", "Молотьба", "Возвращение на ферму", "Весна" (в Луврском музее, в Париже) и "Собирательницы колосьев" (там же). В музее Императорской академии художеств в СПб., среди картин Кушелевской галереи, имеется образец живописи М. — картина "Возвращение из лесу".

А.

С—в.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Милле Жан Франсуа в Большой Советской энциклопедии

Милле Жан Франсуа в Большой Советской энциклопедии

Милле (Millet) Жан Франсуа (4.10.1814, Грюши, близ Гревиля, Нормандия, — 20.1.1875, Барбизон, близ Парижа), французский живописец и график. Сын крестьянина. Учился живописи в Париже (1837—38) у П. Делароша. В конце 1830-х — 1840-е гг. писал эклектические по манере портреты, галантные сцены в духе Ф. Буше, мифологические композиции. Сблизившись в конце 1840-х гг. с мастерами барбизонской школы (Н. В. Диазом и др.), обратился к изображению крестьянской жизни. С глубоким сочувствием рассказывая о судьбе крестьянина, М. реалистически воссоздавал условия его нелёгкого труда, стремился поэтически воплотить мысль о неразрывной связи человека и природы («Сборщицы колосьев», 1857; «Анжелюс», 1859; «Человек с мотыгой», 1863; все — Лувр, Париж). Образы крестьян, как и облик природы, в картинах М. полны величия и торжественной простоты, овеяны задумчивой грустью; его манере 1850—60-х гг. присущи чёткость композиций, монументализация форм композиционными средствами (низкий горизонт, крупные планы фигур), тонкие валёрные отношения (см. Валёр), тяжеловатые, землистые тона колорита. Ряд произведений этих лет обладает несомненной социально-критической направленностью (на что указывала современникам М. передовая критика); вместе с тем они нередко несут на себе печать известной апологии патриархальных устоев быта. С середины 1850-х гг. М. много работал в технике офорта, а также пастели.

Лит.: Замятина А. Н., Милле, М., 1959; Moreau-Nélaton Е., J.-F. Millet racontíé par luimíême, v. 1—3, P., 1923; Gay P., J.-F. Millet, P., 1951; Lepoittevin L., Jean-François Millet portraitiste. Essai et catalogue, P., [1971].

Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотрите также