Пиррон
в энциклопедиях

Пиррон в Словаре Брокгауза и Ефрона

Пиррон в Словаре Брокгауза и Ефрона

(дипиррилкетон) (C4H3—NH)2CO — см. Пиррол.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пиррон в Большой Советской энциклопедии

Пиррон в Большой Советской энциклопедии

(Pýrrhon)

из Элиды (около 360 — около 270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель Скептицизма (пирронизма). Сам П. ничего не писал и воззрения его известны по записям его учеников, особенно Тимона из Флиунта, и по изложению Евсевия, который сформулировал три основных вопроса Тимона: какова природа вещей, как мы должны к ним относиться и что должно проистекать для нас из этого отношения? На первый вопрос П. и Тимон отвечали, что мы совершенно ничего не знаем ни о каких вещах, на второй — что мы должны воздерживаться от всякого суждения о чём бы то ни было как чисто субъективного свидетельства и на третий — что нужно пребывать в полной духовной независимости от всего окружающего (невозмутимость, Атараксия и даже полное «бесстрастие», Апатия). Последователем пирронизма был Энесидем, а его завершителем можно считать Секста Эмпирика (2 в. н. э.).

Лит.: Рихтер Р,, Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910. с. 60—75: Maccol N., The Greek sceptics from Pyrrho to Sextus, L., 1869; Waddington C., Pyrrhon et el Pyrrhonisme, P., 1877; Pappenheim E., Die Troppen der griehischen Skeptiker, B., 1885; Caldi G., Le scetticismo critico della scuola Pirroniana, Udine, 1896; Robin L., Pyrrhon et le scepticisine grec, P., 1944.

А. Ф. Лосев.

Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

ПИРРОН в Современной энциклопедии

ПИРРОН из Элиды (около 360 - около 270 до нашей эры), древнегреческий философ, основатель скептицизма (пирронизма): человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще и пребывать в состоянии атараксии и апатии.

Источник: Современная энциклопедия. 2000.

Пиррон в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Пиррон из Элиды - греческий философ, умерший около 270 г. до Р. X.Биографические сведения о нем, по большей части легендарного характера,сообщает Диоген Лаэртийский. П., в качестве живописца, сопровождалАнаксарха. спутника Александра Македонского, во время похода в Азию. Повозвращении из похода сограждане П. выбрали его в жрецы. Учителем П.считают, хотя и без достаточного основания, мегарика Бризона. Умер онок. 270 г. до Р. Хр. Сочинений от П. не осталось. Уже древние почерпалисведения о нем из сочинений Тимона из Флиунта, ученика П. Учение П.сводится к трем положениям: 1) о качествах предметов человек ничегознать не может; поэтому 2) следует воздерживаться от какого бы то нибыло суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и 3) человек долженпридерживаться атараксии, т. е. полного равнодушия. Первое положение онепознаваемости вещей П. доказывал ссылкою на то, что познание какчувственное, так и разумное шатко; чувственное познание представляет нампредметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими онинам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может бытьпротивопоставлено иное утверждение, и притом с тем же основанием, ибо иразумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительномзнании. Впоследствии доказательства в пользу шаткости знания принялиформу так называемых 10 троп; но эта форма принадлежит уже не П., аЭнезидему. Если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следуетвоздерживаться от суждений о них. Что нам кажется таким , а не иным,того мы не должны выставлять как утверждение, а лишь как субъективноемнение; поэтому и трем основным положениям своим П. вовсе не приписывалзначения твердого и общего учения. Из воздержания от суждения вытекаетатараксия, ведущая к истинному блаженству. Предрассудки вызывают споры истрасти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно идействительно лишь его настроение. Так как абсолютное воздержание отсуждений и действий невозможно, то скептик следует вероятности иобычаям, сознавая, что он не руководствуется ни истиной в сферетеоретической, ни твердым убеждением в сфере практической. До П. никтосомнение не возводил в принцип, не делал его методичным; П. первый нетолько попытался систематизировать сомнение, но очень ясно отметилсубъективность представлений о качествах предметов. В этом отношении П.несомненно пошел дальние, чем шли софисты, оправдание сомнения у негоболее глубокое. Впрочем, не всегда легко разграничить то, чтопринадлежит самому П., от того, что в скепсис было внесено позднейшимискептиками, принадлежавшими к новой академии. Источники для философии П.- Диоген Лаэртийский (9-я кн.) и Секст Эмпирик ("Пирроновыосновоположения" и "Против математиков"). Ср. Waddington, "Pyrrhon et iePyrrhonisme" ("Seances et travaux de l'Acad. d. Sciences mor. et pol. ",1876); Crousaz, "Examen du Pyrrhonisme ancien et moderue" (Гага, 1737);Saisset, "Le scepticisme" (П., 1865). Э. P.

Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПИРРОН в Философская энциклопедия

ПИРРОН

из Элиды(4в.— нач. 3 в. до н. э.), др.-греч. философ, основатель скептич. школы (см. Скептицизм). Участвовал в походе Александра Македонского и, как утверждает биографич. традиция (Диоген Лаэртий IХ 61,63), общался с инд. мудрецами. Воспринял ряд идей Демокрита, критически относившегося к знанию, опирающемуся на показания органов чувств. П. ничего не писал и излагал свои взгляды в беседах с учениками.

К учению П., по-видимому, восходят 1—4-й и 6-й скептич. тропы Энесидема — аргументы против возможности достоверного знания (Диоген Лаэртий IX 79—82, 84—85): нельзя ничего утверждать, так как одни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения; одним они полезны, а другим вредны; различные люди также испытывают от вещей разные ощущения; один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному; в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит природе; вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими обстоятельствами они воспринимаются по-разному, так, камень кажется в воде легче, чем в воздухе.

В целом П. отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов (Stob. Flor. I 80). Поэтому он не интересовался объяснением явлений природы (Тимон у Диогена Лаэртия IX 65). Человек, по П., должен стремиться к независимости от внеш. мира. Не зная ничего достоверно, люди должны воздерживаться от каких бы то ни было суждений и следовать во всём сложившимся традициям и обычаям (Диоген Лаэртий IX 61). Всякому утверждению можно противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое.

Rоbin L., Pyrrhon et le scepticisme grec, P., 1944-ritz K. v., Pyrrhon l, в кн.: RE, Hlbbd 47,1963 S 89— 106. ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж,— 19.4.1914, Милфорд), амер. философ, логик, математик, естествоиспытатель. На формирование взглядов П. большое влияние оказали Кант и Иоанн Дунc Скот. Статьи П.— «Как сделать наши идеи ясными» («How to make our ideas clear», 1876) и «Определение веры» («The fixation of belief», 1877) — послужили первоисточником амер. прагматизма. Философия П. сочетает две противоположные тенденции: эмпирическую (позитивистскую) и объективно-идеалистическую (идущую от Платона и Шеллинга). Он отрицает врождённые идеи и интуитивное познание. Исходный пункт познания, по П.,— явления, видимость («фанерон»). П. определяет понятие истины как ясное, отчётливое, неопровержимое на Данной стадии познания (в отличие от последующего прагматизма, определяющего истину как полезное, выгодное). Истинность — условие прак-тич. пригодности. Полезность определяет значение истины, её надёжность. Практич. интерес — причина нашей заинтересованности в искании истины. Т. о., наша воля предшествует разуму, стимулирует его. Истина относительна; практика требует её непрестанного обновления, преобразования. Конечный результат познания — не абстрактная метафизика, а конкретная космология.

Признавая бытие бога, П. считал, что вера в бога в значит. мере обусловливает человеч. поведение. Однако бог непознаваем и недоступен ни дедуктивному, ни индуктивному доказательству. Вера в него инстинктивна и основана на чувстве, а не на разуме, она коренится «не в голове, а в сердце». П.— один из основоположников математической логики (алгебры логики) и семиотики.

Collected papers, v. 1.—8, Camb., 1931—58.

Мельвиль Ю. К., Ч. П. и прагматизм, М.,1968; Бурж. философия кануна и начала империализма, М.,1977, гл. 8; Ауеr A. J., The origins of pragmatism, S. F.,1968; Peibleman J. K., An introduction to the philosophy of Ch. S. Peirce, interpreted as a system, Camb. (Mass.) — L., 19702; Rescher N., Peirce's philosophy of science, Notre Dame, 1978.

Источник: Философская энциклопедия

Пиррон в Энциклопедический словарь

Пирро́н

из Элиды (около 360 — около 270 до н э.), древнегреческий философ, основатель скептицизма (пирронизма): человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще (так называемой эпохе) и пребывать в состоянии невозмутимости (атараксии) и бесстрастия (апатии).

* * *

ПИРРОН

ПИРРО́Н из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель скептицизма (пирронизма): человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще (т. н. эпохе(см. ЭПОХЕ)) и пребывать в состоянии атараксии и апатии.

Источник: Энциклопедический словарь

ПИРРОН в Реальный словарь классических древностей


• Pyrrho,

Πύρρων,

1. из Элиды, сын Плейстарха, основатель скептической школы, современник Аристотеля, по преданию, был сначала живописцем, но впоследствии слушал учение многих знаменитых философов, а также был у гимнософистов Индии и магов. Потом он поселился навсегда в Элиде и дожил до 90 лет в большом уважении у своих сограждан. П. не оставил ни одного сочинения, но поручил своим ученикам Тимону, Энесидему, Нумению, Навсифану и др. записывать его учение; впрочем, упоминается одно его стихотворение в честь Александра Великого, щедро им награжденное. О системе его философии можно судить только по показаниям других. Из них видно, что добродетель он считал главной целью и единственным предметом человеческих стремлений; напротив того, он отрицал возможность познания предметов в их действительном существе и вместе с тем саму истину, которой не могут нам доставить ни чувства, ни наши мнения. Хотя этим подрывались и нравственные понятия, но всеобщее сомнение в истине было направлено более против научных исследований. Последователи его учения назывались Πυρρώνειοι, α̉πορητικοί, σκεπτικοί, ζητητικοί, в противоположность к δογματικοί;

2. пифагореец из Метапонта.

Источник: Реальный словарь классических древностей

Пиррон в Античные писатели

Пиррон, Pyrron, из Элиды, ок. 375-285 гг. до н. э., греческий философ. Создатель направления, называемого скептицизмом. Был учеником Брисона, вероятно, Брисона из Гераклеи, философа диалектической элийской школы, основанной Федоном, учеником Платона. Впоследствии он стал учеником демокритика Анаксарха, вместе с которым принимал участие в походе Александра Македонского в Индию. Провозглашенное Анаксархом безразличие к испытаниям оказало большое влияние на П., особенно потому, что нашло свое подтверждение в практике персидских магов и индусских аскетов, с которыми он столкнулся на Востоке. Понятие «безразличия» П. позднее выдвинул как высшую цель, развивая и дополняя учение Анаксарха. По возвращении в Грецию основал в Элиде философскую школу. Он жил, окруженный уважением соотечественников, которые предоставили ему должность верховного жреца и, чтобы его почтить, освободили философов от всех податей. После его смерти в Элиде ему поставили памятник. — П. не оставил после себя философских произведений. Подобно Сократу, он учил только устно, а содержание его учения донесли до нас ученые, в основном Тимон Флийский и Секст Эмпирик. П. ставил перед собой три основных вопроса: 1) каковы свойства вещей? 2) как мы должны держать себя по отношению к ним? 3) каковы последствия нашего к ним отношения. И отвечал: 1) мы не знаем, каковы свойства вещей, 2) поэтому мы должны воздерживаться от каких-либо суждений о них, 3) это воздержание дает нам спокойствие и счастье (ataraksia). Твердыней скептицизма позднее стала платоновская Академия (от Аркесилая до Филона из Лариссы). Там он подвергся определенным изменениям; к первоначальному пирронизму возвратился только Энесидем Кносский.

Источник: Античные писатели

ПИРРОН в Античная философия

ПИРРОН (Πύρρων) из Элиды (приблизительно 365-275 до н.э.), др.-греч. философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Геракл ей (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами (D. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. I 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения П. и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема - Секста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для П. -морально-психологическая ориентация.

Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса -свидетельство Аристокла (у Евсевия, Рг. Εν. XVI 18, 1-4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: 1) Вещи не- или без-различны (ἀδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (ἀνεπίκριτα); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. 2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия - безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у П. не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (τῦφος), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (П. принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками П. были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние П. оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).

Свидетельства: Pirrone. Testimonialize. A cura di F. Decleva Caizzi. Nap., 1981 (библ. с. 17-26) (тексты, итал. пер. и комм.); Long Α. Α., Sedley D. N. The Hellenistic Philosophers. Camb., 1987. Vol. 1, p. 13-24. Vol. 2, p. 1-17.

Лит.: Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980); Flintoff E. Pyrrho and India, - Phronesis 25, 1980, p. 88-108; Stopper M. R. Schizzi Pirroniani, - Ibid. 28, 1983, p. 265-297; Reale G. Ipotesi per una rilettura délia filosofia di Pirrone di Elide, -Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Vol. 1. Nap., 1981, p. 243-336; Ausland H. W. On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy, - Elenchos 10, 1989, p. 359^34; Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility, - OSAPh 12, 1994, p. 137-181; Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho, -Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 190-211; Hankinson R. J. The Sceptics. L.; N. Y., 1995; Bett R. Pyrrho, His Antecedents, and His Legacy. Oxf., 2000.

А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия

Смотрите также