Мишна
в энциклопедиях

Мишна в Словаре Брокгауза и Ефрона

Мишна в Словаре Брокгауза и Ефрона

(евр. mischnah, "учение") — еврейский религиозно-юридический сборник; см. Еврейская литература, XI, 467—468. Ср. Z. Frankel, "Hodegetica in Mischnam" (на евр. яз., Лпц., 1859); J. H. Weiss, "История еврейской традиции" (на евр. яз. "Dor dor we-dor-schaw", Вена, 1876); A. Geiger, "Lehr- u. Lesebuch zur Sprache der Mischnah" (1845).

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Мишна в Большой Советской энциклопедии

Мишна в Большой Советской энциклопедии

наиболее древняя часть Талмуда.

Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

МИШНА в Энциклопедия Кольера

(от древнеевр. "шана" - "учить"), компиляция Устной Торы, составленная ок. 200 в Палестине Иудой ха-Наси и его сподвижниками. Небольшое собрание законов, регламентирующее богослужение в иерусалимском Храме, по-видимому, существовало и в более ранний период. Возможно, оно было составлено ученым священником (жрецом) или членом синедриона как практическое руководство для священнослужителей. После разрушения Второго храма (70) ученые Ямнийской академии попытались собрать разрозненные части устной традиции, чтобы сохранить ее для потомков. Фундамент Мишны заложил рабби Акива, упорядочив и систематизировав Галаху (законодательные установления). Эту работу продолжил его ученик рабби Меир. В дальнейшем каждый глава академии редактировал этот свод как основной текст для изучения Устной Торы. Общее признание получило собрание Иуды ха-Наси, использовавшего в работе по меньшей мере тринадцать предшествовавших редакций. Мишна состоит из шести основных разделов, каждый из которых включает несколько трактатов. Каждый раздел посвящен определенной области законов. Первый раздел, Зераим (Семена), определяет земельные отношения. Его предваряет большой вступительный трактат Берахот (Благословения), содержащий правила молитвы и благословений. Второй раздел, Моэд (Праздник), устанавливает законы субботы и праздников. Третий - Нашим (Женщины) - определяет порядок брака и развода, а также родственные отношения. Четвертый - Незикин (Ущербы) - рассматривает вопросы, связанные с гражданским и уголовным правом. Дополнением к четвертому разделу является трактат Пирке Авот (Изречения отцов) - собрание этических норм и нравственных поучений таннаев. Пятый раздел, Кодашим (Святыни), содержит абстрактные рассуждения о храмовом ритуале и трактует главным образом пищевые запреты. Шестой раздел, Техарот (Чистота), рассматривает предписания о ритуальной чистоте. Мишна стала основным текстом, изучавшимся и обсуждавшимся в академиях Палестины и Вавилонии. Эти дискуссии, сведенные впоследствии в Гемару, вместе с текстом Мишны составляют Талмуд.

ЛИТЕРАТУРА

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993

Источник: Энциклопедия Кольера

МИШНА в Энциклопедический словарь

МИШНА

МИ́ШНА (евр. «повторение»), древнейшая часть Талмуда(см. ТАЛМУД (иудаизм)), в которой изложен Устный Закон, по преданию полученный Моисеем одновременно с Письменным Законом (Торой(см. ТОРА)) на горе Синай. Мишна включила в себя Галаху(см. ГАЛАХА), Аггаду(см. АГГАДА) и Мидраш(см. МИДРАШ); за исключением небольшого количества арамейских и греческих слов написана на иврите.

Записывать Устный Закон начали в конце первого века н. э. — после разрушения римлянами Второго храма в 70 г. В прежние времена считалось, что запись устной традиции противоречит духу еврейского Закона, но под властью Рима угроза потерять вековой опыт обострилась. Систематизация накопленных знаний стала необходимостью. Работа нескольких поколений еврейских ученых — таннаев — по составлению Мишны завершилась в начале 3 века. Окончательная редакция была осуществлена раввином Иегудой Ганаси.

Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов (седеров): Зраим («Семена») — законы, касающиеся земледелия; Моэд («Срок») — законы о соблюдении праздников и постов; Нашим («Женщины») — законы, касающиеся брака, семейного быта и развода; Незикин («Ущербы») — собрание гражданского и уголовного права; Кодашим («Святыни») — законы относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя животных; Тохорот («Чистота») — законы о ритуальной чистоте.

Один из трактатов Мишны — трактат Авот («Отцы») не содержит правовых норм, а является собранием высказываний известных еврейских мудрецов.

Основой Мишны являются постановления, источниками которых служили галахические законы, местные правила и обычаи, конкретные судебные решения, высказывания еврейских мудрецов, а также толкования библейских текстов самими таннаями и комментарии Иегуды Ганаси. Правовые нормы приводятся, как правило, без указания источника, но иногда упоминается не только имя автора того или иного закона, но и описывается ситуация, в которой данный закон был сформулирован. Хронологическая неоднородность источников прослеживается в языке, стиле и разных способах подачи материала.

Мишна не является сводом законов в современном понимании. Помимо конкретных постановлений, приводятся дискуссии ученых по тому или иному вопросу. В таких случаях Иегуда Ганаси либо принимает мнение одной из сторон, либо высказывает свою собственную точку зрения.

Именно из-за такого многостороннего подхода Мишна Иегуды Ганаси стала для еврейских ученых каноническим текстом. Изучение Мишны, полемика, различные толкования и дополнения к ней стали основой для создания Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.

Источник: Энциклопедический словарь

Мишна в Библейская энциклопедия Брокгауза

Мишна (евр."повторение", "изучение", "толкование", "возобновление (в памяти)"), первое авторитетное изложение устного Закона, зафиксированное в письм. виде. Слово "повторение" означает в иуд. традиции "изучение", а также "устное наставление", "устное учение" (евр. Тора ше-бе-аль пэ - букв. "Тора, которая на устах" или "Устный Закон", в отличие от письменного, излож. в Пятикнижии Моисея). Согл. иуд. преданию, Моисею на горе Синай, помимо текста Пятикнижия, были дарованы также устные наставления, к-рые затем передавались евреями из поколения в поколение в среде пророков, старейшин, мудрецов и законоучителей. Эти наставления дополнялись и комментировались (особенно начиная с эпохи вавил. плена) "соферами", т.е. "книжниками" также устно. Обширный материал устного Закона начал записываться только в первой пол. II в. по Р.Х., в связи с жестокими гонениями на иудеев при рим. императорах (особенно при Адриане, после восстания Бар-Кохбы). Тогда возникла угроза гибели всех носителей устной традиции, и народ мог остаться без наставников. Так, со временем, появился труд, известный под названием "М." М. состоит из 63 трактатов. Впоследствии она была довершена Гемарой (арам. "завершение") - собранием комментариев законоучителей к М. - и в совокупности с нею составила Талмуд (евр. "Учение"), к-рый, наряду с Танахом (Ветхим Заветом), является важнейшей свящ. книгой иудаизма. По месту составления различаются Талмуд Иерусалимский и Талмуд Вавилонский (последний, как более обширный и завершенный, считается более авторитетным). В М., как и в Гемаре, содержится множество историч., религ. и др. сведений, важных также и для истории раннего христианства.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза

Смотрите также