Руссо, Филипп и Теодор

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Руссо, Филипп и Теодор в Словаре Брокгауза и Ефрона

Руссо, Филипп и Теодор в Словаре Брокгауза и Ефрона

(Rousseau) — два живописца новейшей французской школы:

1) Филипп Р. (1808—1885), ученик барона Гро и В. Бертена, вначале избрал для себя специальностью пейзаж и изображал виды Оверни и Нормандии, потом перешел на живопись животных, которая не замедлила составить ему репутацию отличного мастера. В его многочисленных картинах, весьма распространенных, животные являются среди разнообразных околичностей, в комических положениях, или же группируются в сцены из басен. Таковы, например, "Домашняя и полевая мыши" (1845), "Незваный гость" (1850; в Люксенбургском музее, в Париже), "Кошка и старая крыса" (1847), "Обезьяна-фотограф" (1866), "Внутренность кухни" (1867), "Волк и ягненок" (1875) и др. В последние годы своей жизни Р. писал, кроме того, цветы, плоды, посуду и пр. Живопись его отличается ловким приемом кисти и блестящим, но несколько резким колоритом, впадающим по большей части в слишком красноватые тона. В Кушелевской галерее Императорской академии художеств имеется работа этого художника — "Собаки".

2) Теодор Р. (1812—1867), брат предыдущего, пейзажист, ученик сперва пейзажиста Ж. Ремона и затем исторического живописца Г. Летьера, до 1831 г.; в то же время Р. работал с натуры в Оверни, Нормандии и Фонтенбло. Вначале, картины, представляемые им в парижские салоны, были по большей части отвергаемы членами академического жюри, как неважные по содержанию и слишком натуралистические, несогласные с господствовавшим тогда классическим направлением пейзажа, хотя многие серьезные художественные критики находили в них большие достоинства. Так продолжалось до 1848 г., в котором изменился порядок назначения жюри, и в него стали попадать не одни члены института. Известность Р. распространилась во французской публике еще раньше этого времени, чему в значительной степени способствовали иностранные любители искусства, преимущественно американцы; несмотря на то, художнику суждено было всю жизнь страдать от зависти товарищей, бороться с непониманием общества и испытывать нужду в деньгах; самая его смерть, происшедшая от разрыва сердца, была причинена тем, что, вследствие интриги, он не получил ожидаемого офицерского креста Почетного легиона. Вместе с Каба, Гюэ, Добиньи и Дюпре, Р. должен считаться основателем во французской живописи так называемого "интимного пейзажа", т. е. такого, в котором, при простоте и натуральности изображенного, главную роль играет общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, возбужденное в душе художника природой в тот или другой момент. Особенно мастерски воспроизводил Р. эффекты воздуха и света. Поселившись в Барбизоне, на краю Фонтенблосского леса, он находил в последнем множество мотивов для своих картин, но писал также и виды других местностей, преимущественно плоских и поросших деревьями. Из его произведений достаточно будет указать на "Выход из Фонтенблосского леса", "Старый Дормуар в Ба-Брео", "Болото в ландах", "Берег реки", "Бурю" (все пять — в луврском музее, в Париже), "Пажити, с протекающей среди них рекою" (в нантском музее), "Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой" (там же), "Коровы, пасущиеся у лесной лужи" (в музее Монпелье), "Захождение солнца" и "Весенний полдень" (в собрании Демидова, кн. Сан-Донато), "Рынок в Нормандии" (в музее Императорской академии художеств, в Кушелевской галерее), "Конец октября" и "Каменные дубы" (гравированы самим художником). Ср. Sensier, "Souvenirs sur Th. Rousseau" (П., 1872).

А. С—в.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотрите также