Палладион

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Палладион в Словаре Брокгауза и Ефрона

Палладион в Словаре Брокгауза и Ефрона

(греч. Παλλάδιον, лат. Palladium) — у древних греков и римлян название статуй богини Паллады, считавшихся великими святынями, обладание которыми составляло залог общественной безопасности и благополучия. Особенно знаменит П., хранившийся в троянском кремле, по преданнию, упавший с неба при Иле, по основании города Илиона. По свидетельству Аполлодора статуя, изображавшая богиню в шлеме и латах, была деревянная, трех локтей вышины, с прямыми, прижатыми одна к другой, ногами (как на всех архаич. статуях); в правой руке было поднятое копье, в левой прялка. По другому преданию, Афина сделала сама П., в воспоминание о смерти дочери Тритона, Паллады, нечаянно умерщвленной при взгляде на изображение Горгоны. Позднее, когда Электра пришла искать спасения у П., Афина перенесла его в Трою, где его нашел Ил, построивший для священной находки особый храм. Пока П. был в Трое, город оставался цел и невредим. Зная силу этой святыни, Диомед с Одиссеем унесли его тайком из храма, благодаря измене жены Антенора Феано, после чего Троя была взята без дальнейших препятствий. Похитив П., герои передали его на сохранение Демофонту, а этот перенес его в Афины. Позднее многие города спорили из-за чести обладания этой святыней. Со своей стороны, гор. Аргос хвалился, что настоящий троянский П. находится в нем, а не в Афинах. По другому сказанию, в Трое имелось два П., которые Хриза будто бы принесла Дардану в приданое; один из них был похищен Одиссеем, а другой взят Энеем в Италию, дабы служить оплотом величия основываемого там нового города. Таким образом, Рим обладал своим П. Он хранился сперва в храме Весты недоступным для глаз народа, потом был перенесен Гелиогабалом в его храм Солнца. Изображение П., в виде статуи архаического характера, по большей части с копьем и щитом в руках, нередко встречается в античном искусстве, преимущественно в живописи ваз и на резных камнях, в сценах похищения этой святыни из Трои. В настоящее время, слово П. употребляется для обозначения вообще всякого предмета, перед которым благоговеют, как перед приносящим могущество, славу и счастье.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотрите также