Спиритуализм

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Спиритуализм в Словаре Брокгауза и Ефрона

Спиритуализм в Словаре Брокгауза и Ефрона

философское направление, противоположное материализму (некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение называют С.). Как материализм исходит из фактически данной противоположности явлений материального и духовного порядка и сводит вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее в противоположном духе, т. е. сводит явления материального порядка к духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий субстанциальное значение материи и духа. С. гораздо богаче и разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма являются доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие направления: дух (а следовательно, и душа) может быть понимаем в смысле субстанциальном или же в смысле динамическом, причем тело может быть рассматриваемо как чистое явление человеческого сознания, или же телу может быть приписана относительная реальность. Абсолютным С. можно назвать то направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как чистое представление. Относительным С., приближающимся к дуализму, можно назвать то направление, которое признает за телом самостоятельное существование, но рассматривает тело как продукт душевной деятельности. Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций однородных с душой, или же как средоточие душевной деятельности, — приближаются к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытия с различными сторонами деятельности, представляющимся познанию противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли (см.). К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым определением души как "первой энтелехии физического тела, способного к жизни"; это определение рассматривает отношение души к телу как отношение формы к материи, деятельности к возможности; душа придает форму телу и своей деятельностью создает тело. Формулу Аристотеля повторяет Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и многие из новых психологов, например Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на душу как на деятельность, на тело как на представление или явление сознания. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы написать целую историю новой философии, ибо вся она более или менее проникнута спиритуалистическими тенденциями, родственными идеализму и враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести много различных доводов, и выгоды теоретические и практические С. весьма значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на процесс, дающий нам лишь представления, или же как на процесс, знакомящий нас с самими предметами, во всяком случае, это процесс, всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на механические процессы внешнего мира. Но, оставив в стороне гносеологию и становясь на почву самых фактов, придется сказать, что и тут недостаточность механического мировоззрения понуждает перейти на точку зрения телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и сознательные, рассмотренные не с внешней точки зрения, заставляют предположить в теле и вообще в природе деятельное начало, созидающее сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов, относящихся к этому вопросу, собрано у Гартмана в его "Философии бессознательного". Наконец, с точки зрения С. можно защищать свободу, как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов. Вообще говоря, С., как теория более широкая и объемлющая, может признать за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В детальном проведении взглядов С. нельзя, однако, не отметить существенных трудностей. Если нельзя отрицать возможности спиритуалистического толкования фактов естествознания, то в то же время нельзя утверждать и необходимости во всех случаях такого толкования, покоящегося на заключении по аналогии: несомненно, что аналогия не полна; явления движения материальных частиц столь же полно объясняются с точки зрения атомистической теории, сколь и с точки зрения монадологии, между тем, в выяснении характера внутренних явлений природы сами С. не согласны между собой. Одухотворяя весь мир, С. следует философскому требованию единства; но в эмпирических данных нет достаточных оснований для перенесения на неодушевленный мир понятий, заимствованных из области сознания.

Ср. Willman, "Geschichte des Idealismus" (3 т.); Vacherot, "Le nouveau spiritualisme" (П., 1884); Volkmann von Volkmar, "Lehrbuch der Psychologie" (Kemend, 2 изд., 1875); Кюльпе, "Введение в философию" (СПб., 1901); Паулсен, "Введение в философию" (М., 1894).

Э. Радлов.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Спиритуализм в Большой Советской энциклопедии

Спиритуализм в Большой Советской энциклопедии

(франц. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух)

объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Как философский термин был введён в употребление В. Кузеном; в дальнейшем С. стали называть ряд школ и направлений преимущественно во франц. и итал. философии 19—20 вв. (Ж. Равессон, Ж. Лашелье, Э. Бутру, А. Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ш. Ренувье, М. Шакка, А. Бергсон, Л. Лавель и др.). По существу своему спиритуалистическими являются все религиозные верования в бытие бога и бессмертие души. В философии С. характеризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного начала (Платон, Августин, Г. Лейбниц, Дж. Беркли и многие др.). Иногда в понятии С., в противоположность интеллектуалистическим формам идеализма, акцентируются иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая целостность, не сводимая к разуму, идее и каким-либо др. отдельным своим проявлениям.

Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
спиритуализм в Словаре форм слова

Формы слова спиритуализм

  1. спиритуали́зм;
  2. спиритуали́змы;
  3. спиритуали́зма;
  4. спиритуали́змов;
  5. спиритуали́зму;
  6. спиритуали́змам;
  7. спиритуали́зм;
  8. спиритуали́змы;
  9. спиритуали́змом;
  10. спиритуали́змами;
  11. спиритуали́зме;
  12. спиритуали́змах.
Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»

Спиритуализм в Малом академическом словаре

Спиритуализм в Малом академическом словаре

, м.

Объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее.

[От лат. spiritualis — духовный]

Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

Спиритуализм в Толковом словаре Ушакова

Спиритуализм в Толковом словаре Ушакова

СПИРИТУАЛИ́ЗМ, спиритуализма, мн. нет, муж. (от латин spiritualis - духовный) (филос.). Разновидность идеализма, философское направление, приписывающее истинную реальность духу, а не материи.

Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Спиритуализм в Толковом словаре Ефремовой

Спиритуализм в Толковом словаре Ефремовой

м.

Философско-мистическое учение, признающее духовное - сущностью мира, а материальное - творением духа, Бога.

Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

СПИРИТУАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре

СПИРИТУАЛИЗМ (от лат. spiritualis - духовный) - философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Как философский термин введен в 19 в. В. Кузеном; в дальнейшем спиритуализмом стали называть ряд школ и направлений преимущественно во французской и итальянской философии 19-20 вв.

Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Смотрите также